ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов,
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
учреждений общего среднего образования
Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.
Авторы:
Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;
Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ
Рецензенты:
кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук);
директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 153 г. Минска» М.И. Полещук
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
- Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
- Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки проведе-
ния
|
Форма проведе-ния
|
Ответствен-ные
|
1
|
1-е классы
|
|
|
|
1.1
|
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.
Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе
|
сентябрь
|
лекция/ практикум/ вебинар
|
классный руководитель, педагог-психолог,
медицинский работник
|
1.2
|
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника
|
ноябрь
|
беседа/ практикум/ мастер-класс
|
классный руководитель,
медицинский работник
|
1.3
|
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.
Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
|
январь
|
круглый стол/ дискуссия/ форум
|
классный руководитель
|
1.4
|
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.
Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка
|
апрель
|
семинар-практикум/психологический тренинг
|
педагог-психолог
|
2
|
2-е классы
|
|
|
|
2.1
|
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка
|
октябрь
|
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
|
классный руководитель
|
2.2
|
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.
Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья
|
декабрь
|
круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар
|
классный руководитель, медицинский работник
|
2.3
|
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка
|
февраль
|
лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
педагог-психолог, педагог социальный
|
2.4
|
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться
|
май
|
круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс
|
классный руководитель
|
3
|
3-е классы
|
|
|
|
3.1
|
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям
|
сентябрь
|
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
|
классный руководитель
|
3.2
|
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников
|
декабрь
|
лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс
|
педагог-психолог
|
3.3
|
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.
Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни
|
январь
|
беседа/ дискуссия/ практикум
|
педагог социальный, медицинский работник
|
3.4
|
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.
Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви
|
апрель
|
семинар-практикум/психологический тренинг
|
педагог-психолог, педагог социальный
|
4
|
4-е классы
|
|
|
|
4.1
|
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.
Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников
|
сентябрь
|
лекция/ вебинар
|
педагог-психолог,
медицинский работник
|
4.2
|
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.
Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие
|
декабрь
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум
|
классный руководитель, педагог социальный
|
4.3
|
Тема 3. Ребенок и компьютер.
Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.
Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером
|
февраль
|
конферен-ция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум
|
педагог-психолог, классный руководитель
|
4.4
|
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире
|
май
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
|
классный руководитель
|
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс
|
Темы консультаций для родителей
|
Ответственные
|
1
|
Психологические особенности младших школьников
Развитие памяти и внимания младших школьников
Мотивы учения младших школьников
Отношения в семье как основа взаимопонимания
Поощрение и наказание детей в семье
Леворукий ребенок в школе
|
педагог-психолог, классный руководитель,
педагог социальный
|
2
|
Воспитание вежливости
Профилактика жестокого обращения с детьми
Как на самом деле любить своих детей?
Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях
Роль отца в воспитании ребенка
Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка
Семейные традиции ценности в воспитании детей
Учение с увлечением
|
классный руководитель, педагог-психолог,
педагог социальный
|
3
|
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение
Как выявить и развить способности детей?
Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей
Как помочь ребенку стать внимательнее?
Как привить ребенку любовь к чтению?
Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?
|
педагог-психолог, классный руководитель,
педагог социальный
|
4
|
Агрессивное поведение: как помочь ребенку?
Как помочь ребенку правильно распределить свое время?
Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка
Интеллектуальное развитие ребенка
Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей
Организация свободного времени детей в период летних каникул
|
педагог-психолог,
педагог социальный,
классный руководитель,
инспектор по делам несовершеннолетних
|
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки проведе-
ния
|
Форма проведе-ния
|
Ответствен-ные
|
1
|
5-е классы
|
|
|
|
1.1
|
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.
Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе
|
сентябрь
|
семинар-практикум/ вебинар
|
классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник
|
1.2
|
Тема 2. Ребенок среди сверстников
Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками
|
ноябрь
|
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум
|
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный
|
1.3
|
Тема 3. Ваш ребенок вырос.
Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста
|
февраль
|
лекция/ беседа/ вебинар
|
педагог-психолог, педагог социальный,
медицинский работник
|
1.4
|
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.
Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета
|
май
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
|
классный руководитель,
педагог социальный
|
2
|
6-е классы
|
|
|
|
2.1
|
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.
Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка
|
сентябрь
|
лекция/ беседа/ вебинар
|
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель
|
2.2
|
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
|
декабрь
|
семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг
|
педагог-психолог, классный руководитель
|
2.3
|
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.
Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях
|
март
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс
|
педагог-психолог, классный руководитель
|
2.4
|
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период
|
май
|
конферен-ция/ семинар-практикум/ вебинар
|
педагог социальный, медицинский работник
|
3
|
7-е классы
|
|
|
|
3.1
|
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.
Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе
|
сентябрь
|
лекция/ беседа/ вебинар
|
педагог-психолог, медицинский работник
|
3.2
|
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.
Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»
|
ноябрь
|
круглый стол/ беседа/ вебинар
|
педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних
|
3.3
|
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.
Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком
|
февраль
|
конферен-ция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
педагог социальный, педагог-психолог
|
3.4
|
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.
Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех
|
апрель
|
беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
классный руководитель,
педагог-психолог
|
4
|
8-е классы
|
|
|
|
4.1
|
Тема 1. Жизненные цели подростков.
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.
Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей
|
октябрь
|
лекция/ беседа/ вебинар
|
педагог-психолог, педагог социальный
|
4.2
|
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
|
декабрь
|
конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
педагог-психолог,
педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних
|
4.3
|
Тема 3. Осторожно: суицид.
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.
Профилактика суицидального поведения
|
март
|
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
|
педагог-психолог, педагог социальный
|
4.4
|
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.
Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.
Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов
|
май
|
круглый стол/ конферен-ция/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
педагог-психолог, социальный педагог,
классный руководитель
|
5
|
9-е классы
|
|
|
|
5.1
|
Тема 1. Портрет современного подростка.
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе
|
сентябрь
|
лекция/ конферен-ция/ вебинар
|
педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник
|
5.2
|
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка
|
ноябрь
|
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
|
педагог-психолог,
педагог социальный
|
5.3
|
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек
|
февраль
|
лекция/ беседа/ семинар-практикум
|
педагог-психолог, классный руководитель,
педагог социальный
|
5.4
|
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?
Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков
|
апрель
|
конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар
|
педагог-психолог, социальный педагог,
классный руководитель
|
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс
|
Темы консультаций для родителей
|
Ответственные
|
5
|
Мой ребенок становится подростком
Психологические особенности младших подростков
Ребенок в коллективе сверстников
Межличностное общение подростков
Отношения в семье
Компьютерные игры: польза или вред?
Вопросы дисциплины
Ответственность родителей за воспитание детей
|
педагог-психолог,
педагог социальный,
классный руководитель,
инспектор по делам несовершеннолетних
|
6
|
Роль отца и матери в воспитании ребенка
Как научить учиться с удовольствием?
Школьные конфликты
Трудности переходного возраста
Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?
Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?
Трудовое воспитание в семье
|
педагог-психолог,
педагог социальный,
классный руководитель,
медицинский работник,
инспектор по делам несовершеннолетних
|
7
|
Ваш любимый неидеальный ребенок
Подростковый возраст: проблемы полового созревания
Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте
Как помочь ребенку стать взрослым?
Подростки в социальных сетях: безопасное поведение
Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье
Предотвращение отчужденности между родителями и детьми
Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?
|
педагог-психолог,
педагог социальный,
классный руководитель,
медицинский работник
|
8
|
Как научиться понимать и принимать подростка?
О родительском авторитете
Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?
Подросток в социальных сетях: что делать?
Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?
Домашняя работа: удовольствие или наказание?
Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания
Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?
|
педагог-психолог,
педагог социальный,
классный руководитель,
медицинский работник
|
9
|
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения
Как помочь подростку в выборе профессии?
Как научить детей распоряжаться деньгами?
Свободное время и его значение в формировании личности подростка
Интернет-зависимость: пути преодоления
Организация свободного времени детей в период летних каникул
Ответственное родительство – залог благополучия семьи
|
классный руководитель,
педагог социальный,
педагог-психолог,
инспектор по делам несовершеннолетних
|
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки проведе-
ния
|
Форма проведе-
ния
|
Ответствен-ные
|
1
|
10-е классы
|
|
|
|
1.1
|
Тема 1. Здоровье - это жизнь.
Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.
Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.
Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня
|
сентябрь
|
лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар
|
педагог социальный, медицинский работник
|
1.2
|
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.
Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку
|
ноябрь
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс
|
педагог-психолог, медицинский работник
|
1.3
|
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.
Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.
Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.
Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.
Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья
|
февраль
|
беседа/ круглый стол/ вебинар
|
педагог-психолог,
педагог социальный
|
1.4
|
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе
|
апрель
|
круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар
|
классный руководитель,
педагог-психолог
|
2
|
11-е классы
|
|
|
|
2.1
|
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.
Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии
|
октябрь
|
семинар-практикум/ форум/ вебинар
|
педагог-психолог, классный руководитель
|
2.2
|
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?
Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.
Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей
|
декабрь
|
конферен-ция/ беседа/ практикум
|
педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершен-нолетних
|
2.3
|
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.
Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни
|
март
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
|
педагог социальный, классный руководитель
|
2.4
|
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?
Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).
Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период
|
май
|
семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг
|
классный руководитель,
педагог-психолог,
медицинский работник
|
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Класс
|
Темы консультаций для родителей
|
Ответственные
|
10
|
Психофизиологические особенности десятиклассников
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания
Личное ли это дело – личное счастье?
Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников
Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников
Кем быть и каким быть?
Организация досуга старшеклассников
Особенности здоровья и физического развития старшеклассника
Режим учебного и физического труда, личная гигиена
|
классный руководитель,
педагог социальный,
педагог-психолог,
медицинский работник
|
11
|
Трудности личностного роста и их влияние на обучение
Научная организация учебного труда старшеклассников
Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников
Закон и ответственность несовершеннолетних
Формирование здорового образа жизни
Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе
Самореализация личности
|
педагог-психолог,
классный руководитель,
педагог социальный,
инспектор по делам несовершеннолетних,
медицинский работник
|
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – СПб. : Питер Пресс, 2014. – 334 с.
- Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе : Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с.
- Глинский, А.А. Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 232 с.
- Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
- Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 184 с.
- Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
- Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. – Минск : Альтиора ― Живые краски, 2013. – 55 с.
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15.07.2015, № 82 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// adu.by/.../koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc. – Дата доступа: 29.09.2019.
- Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.
- Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. – М. : Изд-во «Э», 2015. – 320 с.
- Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 190 с.
- Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
- Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнёва. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 160 с.
- Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 216 с.
- Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.
- Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 152 с.
- Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – 2-е изд., доп. – М. : Академический проект, 2017. – 254 с.
- Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
- Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.
- Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
- Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
- Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с.
- Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для умных родителей / Е. В. Первушина. – СПб. : Вектор, 2010. – 251 с.
- Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. – М. : АСТ, 2015. – 210 с.
- Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической помощи семьям в воспитании детей / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. – 238 с. – С. 49-52.
- Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2020. – 548 с. – С.393-394.
- Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. – Минск: БГПУ, 2019. – 160 с.
- Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 130-132.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22.02.2016, № 9 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.09.2019.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
- Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. – М. : Глобус, 2009. – 256 с.
- Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования Витебской области: методико-практические материалы. – Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – 51 с.
- Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград : Учитель, 2011. – 183 с.
- Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 176 с.
- Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 198 с.
- Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с.
- Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с.
- Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Антология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Трикста, 2010. – 720 с.
раскрыть » / « свернуть